Лабораторный практикум по радиоэлектронике
на персональном компьютере



Содержание

Аннотация

Предисловие

Описание программы Electonics WorkBench

Лабораторный практикум

Рекомендации по подготовке отчетов

Литература



Свадебный фотограф

Бесплатные дипломные работы

Учебные материалы

Обработка металлов

Рыболовный портал

Предисловие: приводится описание компьютерной программы Electronics Workbench

Предисловие

Развитие образовательных инновационных технологий в нашей стране направлено, прежде всего, на развитие индивидуальных способностей каждого учащегося. Огромное значение при этом имеет компьютеризация учебного процесса, возможности которой используются сегодня далеко не полностью.

Предлагаемый вашему вниманию практикум, который базируется на использовании программного продукта Electronics Workbench (Электронная лаборатория), позволяет активизировать самостоятельную работу учащихся, а так же научить учащихся применять компьютер для самообучения, исследовательской и аналитической работы, закрепить на практике знания, полученные при изучении радиоэлектроники, электротехники, физики, информатики и английского языка.

Для развития умения самостоятельно работать с источниками информации, вместо готового теоретического материала предложены вопросы для самостоятельной подготовки к лабораторным работам. Следует отметить, что дальнейшее развитие данной методики позволит эффективно выявить перспективных учащихся, максимально индивидуализировать задания в соответствии со способностями обучаемых, реализовать их творческий потенциал, повысить конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда.

Практикум состоит из двух частей.

В первой части приводится описание компьютерной программы Electronics Workbench (EWB), позволяющей моделировать и исследовать различные электронные схемы (как аналоговые, так и цифровые) с помощью персонального компьютера. В программе используются виртуальные измерительные приборы, внешний вид и элементы управления которых очень близки к их промышленным аналогам.

Во второй части приводятся схемы и описания лабораторных работ, которые содержат материал, позволяющий учащимся полностью самостоятельно научиться собирать схемы и проводить необходимые измерения, что дает им возможность работать дома над закреплением пройденного материала и учиться проводить собственные исследования (в том числе по физике и электротехнике). Здесь я представил 18 лабораторных работ к 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 разделам программы. Перед каждой работой предлагаются вопросы для самоподготовки, ответы на которые учащиеся должны знать, приступая к выполнению задания.

Необходимо помнить, что компьютерное моделирование не может заменить практическую работу учащихся с реальными приборами. Лабораторный практикум должен включать в себя работы, выполняемые, например, на стендах 87Л-01. Но современное развитие науки и техники требует, на мой взгляд, обязательного ознакомления учащихся с возможностями компьютерного моделирования, которое позволяет провести анализ сложнейших электронных устройств в короткое время и с минимальными экономическими затратами.

При изучении раздела 1 программой не предусмотрено выполнение лабораторной работы. Однако я считаю целесообразным после изучения пассивных элементов самостоятельное выполнение учащимися лабораторной работы «Исследование режекторного фильтра». Это позволит учащимся познакомиться с компьютерным моделированием, оценить возможности программы EWB, закрепить навыки расчета простейших электрических фильтров.

При изучении раздела 2 программы рекомендуется выполнение четырех лабораторных работ. В данном практикуме предлагаются лабораторные работы: «Исследование полупроводниковых диодов», «Снятие статических характеристик биполярного транзистора» и «Исследование полевого транзистора».

Выполнение исследования фоторезисторов (фотодиодов, фототранзисторов) лучше провести без использования компьютера.

Выполнение лабораторных работ «Исследование усилителя синусоидальных сигналов», «Исследование электронных схем на базе операционных усилителей», «Исследование дифференцирующих и интегрирующих цепей», «Исследование мультивибратора на операционном усилителе» и «Исследование выпрямителей и сглаживающих фильтров» позволяет учащимся на практике проверить результаты самостоятельных расчетов, выполняемых на практических работах, предусмотренных программой. На данном этапе работы с программой EWB учащиеся способны самостоятельно моделировать различные несложные схемы по заданию преподавателя.
Применение компьютера значительно упрощает выполнение исследования логических элементов и комбинационных логических схем. Поэтому после выполнения лабораторной работы «Исследование логических схем И и ИЛИ» (раздел 8 программы) учащимся можно предложить самостоятельную разработку логического устройства с последующим моделированием и проверкой с помощью логического конвертера либо выполнение дополнительной лабораторной работы «Исследование полусумматора и сумматора»

При изучении раздела 9 программы выполняется лабораторная работа «Исследование RS-триггера». Средства программы EWB позволяют провести за короткое время и анализ других типов триггеров.

Лабораторная работа «Исследование последовательного и параллельного регистров» не предусмотрена разделом 10 программы. Она может быть рекомендована учащимся для самостоятельного выполнения при изучении темы 10.2 программы.

Хочу отметить, что, освоив работу с программой EWB, преподаватель получает возможность не только разрабатывать новые лабораторные работы, но и возможность демонстрировать работу изучаемых устройств в процессе объяснения нового материала.

При работе с пособием следует учитывать, что рисунки, содержащие принципиальные схемы устройств, исследуемых в лабораторных работах, выполнены с использованием стандартных возможностей программы Electronics Workbench, т.е. с отступлением от ГОСТов на условные графические обозначения компонентов радиоэлектронных схем, действующих в Республике Беларусь и указанных в типовой учебной программе «Промышленная электроника и микроэлектроника».

Автор

Copyright © 2006 Sergej Dzen